Инструктино-методический порядок организации и деятельности общественных наркопостов в учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования.
Наркопост является органом, проводящим комплексную профилактическую работу в образовательном учреждении для выработки у учащихся навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственно-психологического неприятия к злоупотреблению психоактивных веществ.
В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют три направления:
- первичную профилактику,
- вторичную профилактику,
- третичную профилактику
Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению психоактивных веществ, вызывающих зависимость. Эта работа ориентирована на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ.
Вторичная профилактика – система социальных, психологических и медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения оформирования зависимости от ПАВ.
Целевая группа - лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни (алкоголизма, токсикомании,
наркомании).
Третичная профилактика – система социальных, психологических и медицинских действий с лицами, страдающими зависимостью от алкоголя, токсических и
наркотических веществ. Направлена на предотвращение рецидивов зависимости и должна способствовать восстановлению здоровья, личностного и социального
статуса больных, включая их возвращение в семью, в образовательное учреждение, к общественно-полезным видам деятельности.
Третичная профилактика интегрируется с комплексной реабилитацией лиц, страдающих зависимостью от ПАВ.
Цель наркопоста:
пропаганда здорового образа жизни и профилактика любых видов зависимости среди обучающихся - наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения.
Задачи наркопоста:
- диагностика (анкетирование, групповая, индивидуальная) обучающихся на предмет выявления лиц «группы риска», имеющих признаки отклонений в поведении и склонных к употреблению ПАВ;
- мониторинг и анализ наркоситуации в образовательном учреждении, составление перспективного плана работы наркопоста на учебный год;
- проведение комплекса мероприятий по первичной и при необходимости вторичной профилактике употребления ПАВ в среде обучающихся;
- индивидуальная и групповая работа с обучающимися "группы риска", устранение условий для отклоняющегося поведения, формирования зависимостей;
- привлечение родителей (законных представителей) к активному участию в профилактических мероприятиях;
- формирование здорового образа жизни в среде обучающихся и негативного отношения к социально-негативным явлениям в детско-подростковой среде;
- развитие волонтерского движения среди обучающихся образовательного учреждения;
- информирование специалистов образовательного учреждения о методах и средствах работы по предупреждению употребления ПАВ в детско-подростковой среде;
- обучение педагогов образовательного учреждения технологиям проведения профилактической работы с детьми, подростками, родителями;
- организация заседаний Совета профилактики общественного наркопоста;
- организация подготовки и проведения психолого-медико-педагогического консилиума по вопросам коррекции поведения несовершеннолетних «группы риска» и разработки индивидуальных программ сопровождения;
- взаимодействие с организациями, осуществляющими работу по профилактике зависимости от ПАВ среди детей и подростков.
Состав наркопоста:
- Заместитель директора по учебно-воспитательной работе образовательного учреждения;
- Социальный педагог образовательного учреждения;
- Медицинский работник образовательного учреждения;
- Педагог-психолог образовательного учреждения;
- Классные руководители образовательного учреждения;
- Представители детского самоуправления;
- Члены родительского комитета.
Наркопост не является структурным подразделением образовательного учреждения. Его деятельность регламентируется Положением о наркопосте и приказами образовательного учреждения.
Направления работы наркопоста:
- Профилактическая работа с несовершеннолетними, обучающимися в образовательном учреждении;
- Диагностическая работа, для установления причин и степени зависимости;
- Консультирование несовершеннолетних образовательного учреждения и его родителей (законных представителей);
- Разработка программ и мероприятий профилактической направленности;
- Профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска», стоящими на учете в наркологическом посте;
- Индивидуально-групповая коррекционная работа с несовершеннолетними «группы риска»;
- Исследование в образовательном учреждении информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям;
- Разработка «профиля» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Профилактическая работа с несовершеннолетними, обучающимися в образовательном учреждении
Включает в себя:
- организацию и проведение мониторинга наркоситуации в образовательном учреждении (анонимное анкетирование, тестирование, анализ движения обучающихся, состоящих на учете и проч.), планирование деятельности;
- разработку и внедрение мероприятий, направленных на первичную и вторичную профилактику употребления ПАВ;
- подготовку и привлечение обученных добровольцев из числа несовершеннолетних с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ;
- внедрение обучающих программ-тренингов формирования жизненно важных навыков, активной психологической защиты для обучающихся;
- внедрение образовательных программ, ориентированных на формирование социальных компетенций, ценностей здорового образа жизни;
- внедрение образовательных программ, ориентированных на первичную и при необходимости на вторичную профилактику табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании;
- внедрение индивидуальных программ (планов) сопровождения.
Диагностическая работа
- психологическая диагностика (индивидуальная, групповая). Проводится только педагогами-психологами;
- социально-педагогическая диагностика (индивидуальная, групповая). Проводится социальными педагогами, классными руководителями, иными специалистами, владеющими диагностическим инструментарием.
Консультирование
- консультирование, направленное на выявление тех или иных факторов риска формирования зависимости от ПАВ;
- мотивационное консультирование;
- консультирование при выявленных проблемах зависимости;
- групповой профилактический и (или) психокоррекционный тренинг.
Профилактическая работа с несовершеннолетними "Группы риска"
- Основаниями для постановки на учет являются: установленные факты употребления ПАВ. Постановка на учет осуществляется при установлении факта так называемой «первой пробы».
- Основанием снятия с учета является отсутствие фактов употребления алкогольных напитков, токсических веществ и наркотиков в течение полугода.
- Основаниями для направления к врачу-наркологу являются: установленные факты употребления алкогольных напитков, токсических, наркотических веществ.
- Для учета работы с обучающимися, стоящими на учете в наркопосте образовательного учреждения, ведется Индивидуальная карта обучающегося, состоящего на учете в наркопосте.
Исследование в образовательном учреждении информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям
- Члены наркопоста должны организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших либо систематически употребляющих ПАВ.
- Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, педагог-психолог, куратор, родители, другие несовершеннолетние.
- Любая потупившая информация требует детального анализа и незамедлительного реагирования (от усиления индивидуальной работы, коррекции программ сопровождения несовершеннолетних «группы риска», до обращения в органы наркоконтроля и полиции).
Наркопост реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования ситуаций несовершеннолетних для определения:
- типов веществ, употребляемых обучающимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты);
- опыта употребления веществ;
- источников приобщения к веществам;
- мест распространения веществ;
- очагов возможного возникновения зависимостей;
- отношение обучающихся к употреблению веществ, к употребляющим их, к их распространению, к возможной помощи.
Совет профилактики наркопоста
Цель – оказание комплексной адресной помощи несовершеннолетним «группы риска» в образовательном учреждении и их семьям.
Задачи:
- обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
- анализировать эффективность деятельности образовательного учреждения по первичной и вторичной профилактике употребления ПАВ в отношении каждого несовершеннолетнего «группы риска»;
- обеспечить выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и организовать индивидуально-ориентированную помощь;
- организовать конструктивное взаимодействие с родителями (законными представителями) по коррекции риска вовлечения несовершеннолетних в наркопотребление.
Состав совета профилактики наркопоста:
- Председатель (директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе);
- Классный руководитель образовательного учреждения;
- социальный педагог образовательного учреждения;
- педагог-психолог образовательного учреждения;
- Инспектор полиции (при необходимости).
Функции совета профилактики наркопоста:
- постановка и снятие с учета несовершеннолетних «группы риска», склонных к употреблению ПАВ;
- организация диагностической и коррекционной работы при отсутствии педагога-психолога (СПН может разработать лист маршрутизации с указанием контактных телефонов, адресов специалистов, врача-нарколога, врача-психиатра);
- защита прав и законных интересов обучающихся, недопущение их нарушения со стороны иных участников образовательного процесса;
- выстраивание конструктивных отношений с родителями (законными представителями) и выработка единых требований к несовершеннолетним;
- контроль выполнения индивидуальных коррекционных программ и программ сопровождения;
- контроль и анализ результатов профилактической деятельности образовательного учреждения в отношении каждого несовершеннолетнего «группы риска», в том числе их занятости в свободное от учебы время.
- СПН может принять решение об организации коррекционной работы, как в отношении обучающегося, так и в отношении родителей (законных представителей) и/или семей несовершеннолетнего «группы риска», если они не справляются со своими обязанностями по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних.
Психолого-медико-педагогический консилиум
Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПК) – коллегиальный орган специалистов образовательного учреждения, разрабатывающий и предлагающий семье индивидуальную программу (план) мероприятий, направленных на помощь родителям и самому несовершеннолетнему «группы риска» по коррекции поведения, содержащий конкретные психолого-педагогические рекомендации и методики с учетом особенностей здоровья и психофизического развития обучающегося.
Цель – рассмотрение ситуации обучающегося со стороны определения сложности (уровня риска вовлечения в наркопотребление и наркосреду) и определение необходимой и возможной психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетнему и его родителям (законным представителям).
Состав психолого-медико-педагогического консилиума
- Заместитель директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе (он же, как правило, является координатором всей профилактической работы в образовательном учреждении, председателем наркопоста и СПН);
- Педагог-психолог, работающий с конкретным обучающимся, состоящим на учете за употребление ПАВ;
- социальный педагог образовательного учреждения;
- медицинский работник образовательного учреждения;
- Приглашается классный руководитель (куратор индивидуальной программы (плана) сопровождения) обучающегося, родители (законные представители).
Алкоритм заседания психолого-медико-педагогического консилиума
- Представление информации о несовершеннолетнем, склонном к употреблению ПАВ (также представляется краткий отчет о ранее проделанной работе, предпринятых действиях);
- Высказывание мнения всеми специалистами – членами ПМПК, о ситуации, обсуждение решения о взятии ребенка на сопровождение, необходимости назначения куратора. Формулируется основная проблема, определяется уровень риска вовлечения в потребление ПАВ, определяются стратегия и тактика вмешательства в ситуацию, цели и границы вмешательства;
- Предложение специалистами помощи обучающемуся. Решение вопроса о подключении к работе специалистов других учреждений, организаций. Определяется пакет профилактических услуг, оформляется предварительная индивидуальная программа (план) коррекции поведения и сопровождения;
- Определение даты следующего консилиума, на котором будет рассмотрена ситуация несовершеннолетнего, его достижения и изменения поведения за прошедший период. Повторное заседание, в случае необходимости, может быть инициировано СПН;
- Корректировка индивидуальных программ (планов) сопровождения обучающихся, склонных к употреблению ПАВ.
Организация работы с родителями (законными представителями)
- обучение родителей (законных представителей) выявлению признаков и симптомов употребления табака, алкоголя, токсических веществ и наркотиков;
- формирование нетерпимого отношения родителей (законных представителей) к наркотизации детей в той микросреде, в которой растет и общается ребенок;
- психолого-педагогическое консультирование родителей несовершеннолетних «группы риска» (групповое, индивидуальное);
- участие в подготовке и проведении тематических родительских собраний;
- приобщение к внутришкольным мероприятиям, направленным на формирование здорового образа жизни;
- формирование ответственного отношения к своему поведению (алкоголизации), родительской компетенции через тренинги, клубы отцов и прочее.