МОУ "СОШ №5"
г. Саянск
  • Пост "Здоровье +"

    Об организации деятельности наркопостов – постов «Здоровья+»

    Инструктино-методический порядок организации и деятельности общественных наркопостов в учреждениях основного общего и среднего (полного) общего образования.

    Наркопост является органом, проводящим комплексную профилактическую работу в образовательном учреждении для выработки у учащихся навыков здорового образа жизни и формирования устойчивого нравственно-психологического неприятия к злоупотреблению психоактивных веществ.

    В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют три направления:

    • первичную профилактику,
    • вторичную профилактику,
    • третичную профилактику

    Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению психоактивных веществ, вызывающих зависимость. Эта работа ориентирована на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ.

    Вторичная профилактика – система социальных, психологических и медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения оформирования зависимости от ПАВ. 
    Целевая группа - лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни (алкоголизма, токсикомании,
    наркомании).

    Третичная профилактика – система социальных, психологических и медицинских действий с лицами, страдающими зависимостью от алкоголя, токсических и
    наркотических веществ. Направлена на предотвращение рецидивов зависимости и должна способствовать восстановлению здоровья, личностного и социального
    статуса больных, включая их возвращение в семью, в образовательное учреждение, к общественно-полезным видам деятельности.
    Третичная профилактика интегрируется с комплексной реабилитацией лиц, страдающих зависимостью от ПАВ.

    Цель наркопоста: 

    пропаганда здорового образа жизни и профилактика любых видов зависимости среди обучающихся - наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения.

    Задачи наркопоста:

    1. диагностика (анкетирование, групповая, индивидуальная) обучающихся на предмет выявления лиц «группы риска», имеющих признаки отклонений в поведении и склонных к употреблению ПАВ;
    2. мониторинг и анализ наркоситуации в образовательном учреждении, составление перспективного плана работы наркопоста на учебный год;
    3. проведение комплекса мероприятий по первичной и при необходимости вторичной профилактике употребления ПАВ в среде обучающихся;
    4. индивидуальная и групповая работа с обучающимися "группы риска", устранение условий для отклоняющегося поведения, формирования зависимостей;
    5. привлечение родителей (законных представителей) к активному участию в профилактических мероприятиях;
    6. формирование здорового образа жизни в среде обучающихся и негативного отношения к социально-негативным явлениям в детско-подростковой среде;
    7. развитие волонтерского движения среди обучающихся образовательного учреждения;
    8. информирование специалистов образовательного учреждения о методах и средствах работы по предупреждению употребления ПАВ в детско-подростковой среде;
    9. обучение педагогов образовательного учреждения технологиям проведения профилактической работы с детьми, подростками, родителями;
    10. организация заседаний Совета профилактики общественного наркопоста;
    11. организация подготовки и проведения психолого-медико-педагогического консилиума по вопросам коррекции поведения несовершеннолетних «группы риска» и разработки индивидуальных программ сопровождения;
    12. взаимодействие с организациями, осуществляющими работу по профилактике зависимости от ПАВ среди детей и подростков.

    Состав наркопоста:

    • Заместитель директора по учебно-воспитательной работе образовательного учреждения;
    • Социальный педагог образовательного учреждения;
    • Медицинский работник образовательного учреждения;
    • Педагог-психолог образовательного учреждения;
    • Классные руководители образовательного учреждения;
    • Представители детского самоуправления;
    • Члены родительского комитета.

    Наркопост не является структурным подразделением образовательного учреждения. Его деятельность регламентируется Положением о наркопосте и приказами образовательного учреждения.

    Направления работы наркопоста:

    1. Профилактическая работа с несовершеннолетними, обучающимися в образовательном учреждении;
    2. Диагностическая работа, для установления причин и степени зависимости;
    3. Консультирование несовершеннолетних образовательного учреждения и его родителей (законных представителей);
    4. Разработка программ и мероприятий профилактической направленности;
    5. Профилактическая работа с несовершеннолетними «группы риска», стоящими на учете в наркологическом посте;
    6. Индивидуально-групповая коррекционная работа с несовершеннолетними «группы риска»;
    7. Исследование в образовательном учреждении информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям;
    8. Разработка «профиля» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении.

    Профилактическая работа с несовершеннолетними, обучающимися в образовательном учреждении

    Включает в себя:

    • организацию и проведение мониторинга наркоситуации в образовательном учреждении (анонимное анкетирование, тестирование, анализ движения обучающихся, состоящих на учете и проч.), планирование деятельности;
    • разработку и внедрение мероприятий, направленных на первичную и вторичную профилактику употребления ПАВ;
    • подготовку и привлечение обученных добровольцев из числа несовершеннолетних с лидерскими установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ;
    • внедрение обучающих программ-тренингов формирования жизненно важных навыков, активной психологической защиты для обучающихся;
    • внедрение образовательных программ, ориентированных на формирование социальных компетенций, ценностей здорового образа жизни;
    • внедрение образовательных программ, ориентированных на первичную и при необходимости на вторичную профилактику табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании;
    • внедрение индивидуальных программ (планов) сопровождения.

    Диагностическая работа

    • психологическая диагностика (индивидуальная, групповая). Проводится только педагогами-психологами;
    • социально-педагогическая диагностика (индивидуальная, групповая). Проводится социальными педагогами, классными руководителями, иными специалистами, владеющими диагностическим инструментарием.

    Консультирование

    • консультирование, направленное на выявление тех или иных факторов риска формирования зависимости от ПАВ;
    • мотивационное консультирование;
    • консультирование при выявленных проблемах зависимости;
    • групповой профилактический и (или) психокоррекционный тренинг.

    Профилактическая работа с несовершеннолетними "Группы риска"

    • Основаниями для постановки на учет являются: установленные факты употребления ПАВ. Постановка на учет осуществляется при установлении факта так называемой «первой пробы».
    • Основанием снятия с учета является отсутствие фактов употребления алкогольных напитков, токсических веществ и наркотиков в течение полугода.
    • Основаниями для направления к врачу-наркологу являются: установленные факты употребления алкогольных напитков, токсических, наркотических веществ.
    • Для учета работы с обучающимися, стоящими на учете в наркопосте образовательного учреждения, ведется Индивидуальная карта обучающегося, состоящего на учете в наркопосте.

    Исследование в образовательном учреждении информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям

    • Члены наркопоста должны организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших либо систематически употребляющих ПАВ.
    • Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, педагог-психолог, куратор, родители, другие несовершеннолетние.
    • Любая потупившая информация требует детального анализа и незамедлительного реагирования (от усиления индивидуальной работы, коррекции программ сопровождения несовершеннолетних «группы риска», до обращения в органы наркоконтроля и полиции).

    Наркопост реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования ситуаций несовершеннолетних для определения:

    • типов веществ, употребляемых обучающимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские препараты);
    • опыта употребления веществ;
    • источников приобщения к веществам;
    • мест распространения веществ;
    • очагов возможного возникновения зависимостей;
    • отношение обучающихся к употреблению веществ, к употребляющим их, к их распространению, к возможной помощи.

    Совет профилактики наркопоста

    Цель – оказание комплексной адресной помощи несовершеннолетним «группы риска» в образовательном учреждении и их семьям.
    Задачи:

    1. обеспечить защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
    2. анализировать эффективность деятельности образовательного учреждения по первичной и вторичной профилактике употребления ПАВ в отношении каждого несовершеннолетнего «группы риска»;
    3. обеспечить выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и организовать индивидуально-ориентированную помощь;
    4. организовать конструктивное взаимодействие с родителями (законными представителями) по коррекции риска вовлечения несовершеннолетних в наркопотребление.

    Состав совета профилактики наркопоста:

    • Председатель (директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе);
    • Классный руководитель образовательного учреждения;
    • социальный педагог образовательного учреждения;
    • педагог-психолог образовательного учреждения;
    • Инспектор полиции (при необходимости).

    Функции совета профилактики наркопоста:

    1. постановка и снятие с учета несовершеннолетних «группы риска», склонных к употреблению ПАВ;
    2. организация диагностической и коррекционной работы при отсутствии педагога-психолога (СПН может разработать лист маршрутизации с указанием контактных телефонов, адресов специалистов, врача-нарколога, врача-психиатра);
    3. защита прав и законных интересов обучающихся, недопущение их нарушения со стороны иных участников образовательного процесса;
    4. выстраивание конструктивных отношений с родителями (законными представителями) и выработка единых требований к несовершеннолетним;
    5. контроль выполнения индивидуальных коррекционных программ и программ сопровождения;
    6. контроль и анализ результатов профилактической деятельности образовательного учреждения в отношении каждого несовершеннолетнего «группы риска», в том числе их занятости в свободное от учебы время.
    7. СПН может принять решение об организации коррекционной работы, как в отношении обучающегося, так и в отношении родителей (законных представителей) и/или семей несовершеннолетнего «группы риска», если они не справляются со своими обязанностями по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних.

    Психолого-медико-педагогический консилиум

    Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПК) – коллегиальный орган специалистов образовательного учреждения, разрабатывающий и предлагающий семье индивидуальную программу (план) мероприятий, направленных на помощь родителям и самому несовершеннолетнему «группы риска» по коррекции поведения, содержащий конкретные психолого-педагогические рекомендации и методики с учетом особенностей здоровья и психофизического развития обучающегося. 
    Цель – рассмотрение ситуации обучающегося со стороны определения сложности (уровня риска вовлечения в наркопотребление и наркосреду) и определение необходимой и возможной психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетнему и его родителям (законным представителям).

    Состав психолого-медико-педагогического консилиума

    • Заместитель директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе (он же, как правило, является координатором всей профилактической работы в образовательном учреждении, председателем наркопоста и СПН);
    • Педагог-психолог, работающий с конкретным обучающимся, состоящим на учете за употребление ПАВ;
    • социальный педагог образовательного учреждения; 
    • медицинский работник образовательного учреждения;
    • Приглашается классный руководитель (куратор индивидуальной программы (плана) сопровождения) обучающегося, родители (законные представители).

    Алкоритм заседания психолого-медико-педагогического консилиума

    • Представление информации о несовершеннолетнем, склонном к употреблению ПАВ (также представляется краткий отчет о ранее проделанной работе, предпринятых действиях);
    • Высказывание мнения всеми специалистами – членами ПМПК, о ситуации, обсуждение решения о взятии ребенка на сопровождение, необходимости назначения куратора. Формулируется основная проблема, определяется уровень риска вовлечения в потребление ПАВ, определяются стратегия и тактика вмешательства в ситуацию, цели и границы вмешательства;
    • Предложение специалистами помощи обучающемуся. Решение вопроса о подключении к работе специалистов других учреждений, организаций. Определяется пакет профилактических услуг, оформляется предварительная индивидуальная программа (план) коррекции поведения и сопровождения;
    • Определение даты следующего консилиума, на котором будет рассмотрена ситуация несовершеннолетнего, его достижения и изменения поведения за прошедший период. Повторное заседание, в случае необходимости, может быть инициировано СПН;
    • Корректировка индивидуальных программ (планов) сопровождения обучающихся, склонных к употреблению ПАВ.

    Организация работы с родителями (законными представителями)

    • обучение родителей (законных представителей) выявлению признаков и симптомов употребления табака, алкоголя, токсических веществ и наркотиков;
    • формирование нетерпимого отношения родителей (законных представителей) к наркотизации детей в той микросреде, в которой растет и общается ребенок;
    • психолого-педагогическое консультирование родителей несовершеннолетних «группы риска» (групповое, индивидуальное);
    • участие в подготовке и проведении тематических родительских собраний;
    • приобщение к внутришкольным мероприятиям, направленным на формирование здорового образа жизни;
    • формирование ответственного отношения к своему поведению (алкоголизации), родительской компетенции через тренинги, клубы отцов и прочее.

    Полезные телефоны

    Служба круглосуточного телефона доверия по проблемам наркозависимости «Центра профилактики наркомании» – 8-800-35-000-95

    Всероссийская телефонная линия помощи в отказе от потребления табака. Помощь при отказе от курения может быть оказана психологами и врачами Всероссийской телефонной линии по номеру -  8-800-200-0-200

    Документы по социально-психологическому тестированию учащихся

    Информация для родителей (законных представителей) и обучающихся

    Документы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie