МОУ "СОШ №5"
г. Саянск
  • Внутренняя система оценки качества образования

    Как устроена внутренняя система оценки качества образования

    ВСОКО — это инструмент системы контроля и диагностирования качества образования. Проверку проводит сама образовательная организация.

    При этом детально изучаются те факторы, которые влияют или могут влиять на качество образовательных продуктов.

    Проводить результативность аудита помогают такие методы, как моделирование, сбор и анализ следующих данных:

    • содержание программ образования по уровням;
    • результаты, достигнутые учениками;
    • эффективность подпрограмм;
    • условия обучения;
    • направления и результаты освоения программ обучения.

    Что важно знать о ВСОКО:

    1. Этот инструмент во многом перекликается с содержанием внешней оценочной деятельности и опирается на федеральные стандарты.
    2. Не является аналогом системы внутришкольного контроля (ВШК), но при инструменты взаимосвязаны. Различны их функции: ВШК помогает поддерживать стандарты качества образования, а ВСОКО устанавливает, насколько результат обучения соответствует ФГОС и ожиданиям потребителей.
    3. При составлении концепции ВСОКО учтены разделы ФГОС по проведению процедуры самообследования, а также набор показателей и параметров для измерения качества образования.

    Преимущества внутренней оценки

    С помощью инструмента оценки качества в общеобразовательных школах достигаются следующие цели:

    1. Обеспечивается применение единого метода диагностики во всех регионах страны. При этом метод всесторонне учитывает факторы и изменения, оказывающие влияние на качество образования.
    2. Руководство школы получает объективные данные о выполнении своих задач в системе образования и анализирует те причины, которые могут оказывать негативное влияние на результаты образования.
    3. Общественность, родители, ученики и педагоги получают достоверные данные о качестве образования.
    4. Функционирование системы оценки позволяет предпринимать оперативные меры, способные повысить качество образования и информировать об этом родителей и школьников.
    5. Моделирование и предотвращение ситуаций, которые могут снизить качество обучения в образовательной организации.

    Задачи ВСОКО

    Функционирование внутренней системы качества образования решает следующие задачи:

    • гарантия получения детьми качественного и доступного школьного образования;
    • проверка степени соответствия фактически реализуемой программы обучения требованиям нормативов;
    • оценка достижений учеников;
    • периодический мониторинг качество образования по ФГОС;
    • выявление факторов, снижающих качество обучения;
    • проведение повышения квалификации педагогов, участвующих в процедуре оценки;
    • выявление точек роста у педагогов и направление их на короткие курсы повышения квалификации и аттестацию.

    Для реализации ВСОКО в школе разрабатывают положение, в котором описана методология оценивания по разным уровням обучения в школе (начальный, основной, средний).

    Структура ВСОКО

    Внутренняя система оценки базируется на требованиях федерального образовательного стандарта, образовательных программах, условиях обучения и результатах их освоения.

    Для этого берут группу требований ФГОС, формулируют предмет оценивания и определяют параметры оценки.

    В целом функционирование ВСОКО базируется на трех направлениях:

    • результаты образования;
    • реализация образовательного процесса;
    • условия получения образования.

    Как оценить результаты образования

    Для оценки итоговых и промежуточных результатов в системе ВСОКО изучают:

    1. Итоги завершения общеобразовательной программы школьниками (оценки в аттестате).
    2. Результаты социализации и значение этих итогов для личности.
    3. Отметки детей по различным предметам (в том числе ЕГЭ и ГИА).
    4. Освоение детьми обобщенных способов деятельности.
    5. Показатели здоровья детей школьного возраста в динамике.
    6. Результаты учеников в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и другие их достижения.
    7. Уровень удовлетворенности родителей результатами обучения и качеством получаемого детьми образования.

    Как оценить качество образовательного процесса

    Объектом оценки ВСОКО является и содержание образовательного процесса.

    В этом направлении администрация должна анализировать, соответствуют ли образовательные программы школы требованиям ФГОС и нет ли отклонений. Точно также изучают и содержание программ дополнительного образования и анализируют, соответствуют ли они запросам родителей.

    На предмет соответствия ФГОС оценивают и рабочие программы учителей, составленные учебные планы.

    Важным показателем качества является то, как каждый педагог преподает материал ученикам и как организована индивидуальная работа с воспитанниками. Учитывая большое значение внеурочной деятельности, в рамках ВСОКО изучают качество этих занятий, в том числе классное руководство.

    Еще один критерий качества в этом направлении — мнение самих учеников и их родителей о качестве образовательного процесса.

    Как оценить условия образовательного процесса

    Условия — это все те средства, которые используются в образовательном процессе для поддержания качества образования. В рамках оценки изучают следующие условия:

    • материально-технические средства образовательной организации;
    • локальные акты, система документооборота, методический инструментарий;
    • кадровый состав и уровень подготовки педагогов, в том числе своевременная переподготовка и научно-методическая деятельность педагогического коллектива;
    • наличие и состояние информационно-развивающей среды для учеников;
    • эстетические и санитарно-гигиенические условия;
    • качество питания и медицинского обслуживания детей;
    • методы стимулирования качества образования;
    • наличие коллегиальных органов управления в школе и их результаты (педсоветы, советы родителей, советы учеников, совет школы и т.д.);
    • состояние и использование в образовательном процессе инфраструктуры района, населенного пункта.

    Нормативно-правовое обеспечение ВСОКО

    Модель ВСОКО ОО разработана в соответствии с:

    1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

    2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

    3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" ;

    4. Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642;

    5. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

    6. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

    7. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2017 № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»;

    8. ФГОС НОО, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286;

    9. ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287;

    10. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

    11. Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;

    12. Порядком проведения самообследования в образовательной организации, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462;

    13. Показателями деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324;

    14. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 590, Министерства просвещения Российской Федерации № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;

    15. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

    16. Приказом Минобрнауки № 462 от 14.06.2013 "Об утверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации";

    17. Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию";

    Организация ВСОКО

    Организационной основой мониторинга качества образования является Циклограмма, где определяются объекты, показатели, сроки, инструментарий, ответственные, обсуждение результатов, подведение итогов, контроль исполнения. Циклограмма рассматривается на заседании Педагогического совета в начале учебного года, утверждается приказом директора и обязательна для исполнения.

    Аналитический отчет ВСОКО ОО составляется в сентябре, по окончании предыдущего учебного года.

    Внутренняя оценка качества образования предусматривает выстроенную систему мониторинга: качества результатов образования, качества реализации образовательного процесса, качества условий осуществления образовательной деятельности; эффективность управления ОО.

    Направления Объекты оценки
    Образовательные результаты

    Предметные результаты.

    Метапредметные результаты.

    Личностные результаты.

    Результаты образовательной деятельности с детьми-инвалидами и обучающимися с ОВЗ.

    Результаты работы с одаренными детьми.

    Результаты работы внеурочной деятельности.

    Здоровье обучающихся.

    Количество отличников, аттестатов с отличием, медалистов.

    Трудоустройство выпускников.

    Результативность участия педагогов

    Образовательный процесс

    Полнота выполнения учебных планов и программ.

    Результаты ВПР обучающихся.

    Качество уроков и индивидуальной работы с обучающимися. Качество внеурочной деятельности.

    Качество реализации системы воспитательной работы.

    Качество научно-методической системы школы.

    Удовлетворенность обучающимися и их родителями (законными представителями) образовательными услугами

    Образовательные условия

    Кадровые условия.

    Психолого-педагогические условия.

    Материально-технические условия.

    Информационно-методические условия.

    Санитарно-гигиенические и эстетические условия образовательного процесса.

    Организация питания

     

    При оценке качества образования фактические значения показателей определяются на основе экспертизы и измерений. Процедура проведения экспертизы и измерений устанавливается нормативно-правовыми актами (федеральными, региональными, муниципальными, локальными актами школы).

    Корреляция результатов внешней и внутренней экпертизы качества образования предполагает сопоставление и анализ результатов внутренних диагностических работ и ВПР на уровне начального, основного, среднего образования, регионального и муниципального мониторинга с результатами входного контроля и итогового контроля.

    Оценка достижений обучающихся осуществляется посредством следующих процедур: мониторинговые исследования, включая международные, общероссийские, региональные, муниципальные исследования, региональные олимпиады и конкурсы, анализ результатов независимых экспертиз, результатов общественной оценки, мониторинговые исследования удовлетворенности участников образовательного процесса.

    Информирование заинтересованных сторон о качестве образования в ОО осуществляется через: отчеты о результатах самообследования, родительских собраний общешкольного родительского комитета.

    Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц, публикуется на информационном сайтеОО, за исключением достижения личностных результатов обучающихся школы.

    Механизмы ВСОКО

    В школе создана структура управления и разделения должностных обязанностей как на уровне всей администрации школы, так и на уровне различных специалистов по оценке качества образования. Таким образом, определена неразрывная связь полномочий и ответственности при управлении качеством образования в ОО.

    Функции отделов ВСОКО

    Администрация школы

    Осуществляет политику в сфере образования, обеспечивающую учет особенностей школы, направленных на сохранение и развитие единого образовательного пространства, на создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан России на получение образования.

    Формирует блок локальных актов, регулирующих ВСОКО лицея, контролирует их исполнение.

    Координирует функционирование системы оценки качества образования на уровне школы в соответствии с требованиями ФГОС.

    Координируют работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования.

    Устанавливает и утверждает порядок, периодичность проведения мониторинговых исследований.

    Анализирует результаты оценки качества образования.

    Организует прохождение процедуры лицензирования на ведение образовательной деятельности школы, проведение процедуры государственной аккредитации школы.

    Обеспечивает представление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни.

    Принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования на основе анализа результатов.

    Содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием в школе. Участвует в обсуждении вопросов по реализации ВСОКО. Оказывает информационную поддержку ВСОКО. Осуществляет общественный контроль за качеством образования и деятельностью школы в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы.

    Социальные партнеры Осуществляет общественный контроль за качеством образования и деятельностью школы в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы.
    Педагогический совет

    Принимает основные направления развития школы, повышения качества образования и эффективности учебно-воспитательного процесса.

    Утверждает годовой календарный график школы на учебный год. Утверждает циклограмму ВСОКО.

    Определяет порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, решает вопросы перевода в следующий класс.

    Решает вопросы о поощрении обучающихся по итогам ГИА, промежуточной аттестации.

    Экспертная группа

    Участвует в разработке модели ВСОКО на уровне школы.

    Планирует мероприятия в области оценки качества образования на уровне школы.

    Участвует в разработке методики оценки качества образования и системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы.

    Участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов школы согласно требований ФГОС.

    Осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

    Проводит мониторинговые исследования.

    Творческие группы учителей

    Участвуют в разработке и реализации ВСОКО.

    Участвуют в разработке методики оценки качества образования.

    Участвуют в разработке системы показателей и параметров оценочных процедур.

    Обеспечивают проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования.

    Организуют систему мониторинга качества образования в лицее,

    осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития школы, анализируют результаты оценки качества образования.

    Организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы.

    Обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования школы.

    Изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы ВСОКО.

    Классные руководители

    Определяют уровень воспитанности каждого ученика на основе диагностического инструментария.

    Анализируют динамику развития личности каждого учащегося.

    Разрабатывают и предлагают учащимся, родителям (законным представителям) рекомендации по самооценке результатов воспитания.

     

    В состав комиссии по осуществлению ВСОКО входят: заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР, председатель ПВО, председатели МО, представитель общешкольного родительского комитета, представитель социальных партнеров, председатель школьного ученического совета. В школе руководителем комиссии по ВСОКО может выступать заместитель директора по УВР, заместитель директора ВР, в зависимости оттого, на какое содержание ВСОКО делается акцент. В основные обязанности руководителя входят: составление плана-графика проведения анализа; контроль за подготовкой к анализу и документальным оформлением результатов исследовательских процедур; предоставление консультаций по отдельным вопросам; контроль за выполнением приказов, распоряжений, положений и инструкций; составление общего отчета о работе, проделанной комиссией; предоставление ее результатов руководству.

    Эксперты комиссии участвуют в подготовке, документальном оформлении исследовательских процедур, являются непосредственными исполнителями при проведении внутренних экспертиз.

    Специалистом по информационным технологиям может быть учитель информатики.

    Описание управленческих действий по результатам ВСОКО

    Субъекты принятия управленческих решений: руководитель школы,  заместители директора по УВР и по ВР, Педагогический совет, временные экспертные группы.

    Формами принятия управленческого решения по итогам ВСОКО являются: приказ руководителя, решения Педагогического совета,  совещания при директоре, психолого-педагогического консилиума, психолого-медико-педагогического консилиума, справки экспертизы экспертных групп.

    Методы и способы управления персоналом, реализуемые по итогам ВСОКО: административно-командные (приказ), коллегиальные (решение коллегиальных органов управления), экономические (аттестация, награждение, премирование и др.), психолого-педагогические (инструкции, рекомендации, поддержка).

    Алгоритм управленческих действий при управлении качеством образования предполагает: сбор информации (мониторинг качества образования), проблемно-ориентированный анализ информации, целеполагание, мотивация кадров на достижение поставленных целей, диагностика ресурсов и условий их реализации, прогнозирование, программирование, планирование, организация деятельности, контроль, коррекция и регулирование деятельности, оценка результата.

    Разработанная Модель ВСОКО ОО позволит консолидировать усилия руководителей школы, руководителей методических объединений, творческих педагогических групп учителей школы для решения проблем качества образования.

    Документы образовательной организации в сфере ВСОКО

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie