МОУ "СОШ №5"
г. Саянск
  • Воспитательная работа

    Изображения.

    В законе «Об образовании в РФ» читаем определение: «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства…». 

    Обучение - процесс передачи знаний и умений от тех, кто обладает ими, тем, кто ими не обладает.

    Воспитание - целенаправленное социально-нравственное дисциплинирование индивидов (по преимуществу детей и юношей) со стороны тех, кто в той или иной форме уполномочен обществом быть воспитателями.

    Образование - институциализированное единство обучения и воспитания. В образовании существенно, что оно не может быть сведено ни к тому, ни к другому. 

    Вопросы воспитания в педагогике, воспитания подрастающего поколения не теряют свою актуальность во все времена. Меняется воспитательный идеал как ориентир для деятельности социальных институтов воспитания, но сохраняется обязанность педагога осуществлять воспитательную функцию в образовательном процессе.

    Воспитательная работа в современной школе - сложный и многогранный процесс, осуществляемый при помощи разнообразных форм. Они весьма подвижны, динамичны.

    Воспитание в школе – это взаимодействие и сотрудничество педагогов и школьников в сфере их совместного бытия; это – деятельность, органично включенная в целостную среду проживания детьми и подростками своей индивидуальной жизни среди других людей в определенном временном пространстве.

    Цель воспитательной системы – воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, готовую к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению и способную к самореализации и к саморазвитию.

    Создание в школе условий для развития личности ребёнка – это значит создание условий для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе своей жизни: cамопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.

    Задачи воспитательной системы:

    1.  Формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;
    2.  Приобщение к национальной и мировой культуре, развитие духовности;
    3.  Воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности;
    4.  Формирование у детей культуры межличностных отношений;
    5. Развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования;
    6.  Воспитание  стремления к здоровому образу жизни, развитие детского и юношеского спорта;
    7. Профилактика асоциального поведения детей и молодёжи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;
    8. Укрепление взаимодействия с семьями обучающихся;
    9. Поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

    Основными ценностями воспитательной деятельности школы является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности.

    Исходя из цели и задач, в школе складывается такая воспитательная среда, которая предоставляет  каждому ребёнку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям.                                            

    В школе используются следующие виды воспитательной работы:

    1. различные формы работы на уроках, стимулирующих интеллектуальную, творческую и социальную активность детей;
    2. обсуждение на уроках нравственных и морально-этических аспектов изучаемого материала;
    3. акцент на роли личности в литературных произведениях, исторических событиях, творчестве и т.п.;
    4. использование различных форм внеклассной работы, способствующих воспитанию у детей чувства ответственности за себя и своих товарищей, а также за результат своей работы;
    5. участие детей в различных межшкольных соревнованиях и турнирах, воспитывающее чувство патриотизма по отношению к своему учебному заведению;
    6. проведение праздников, конкурсов, соревнований;
    7. организация и участие детей в различных акциях.

    Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:

    • воспитательная работа в процессе обучения;
    • внеурочная деятельность;
    • внешкольная деятельность 

    Главным звеном воспитательной системы школы является воспитательная система класса.                

    В классных коллективах упор делается на ежедневную индивидуальную работу с учащимися, связь и преемственность школьного и семейного воспитания, организуется жизнедеятельность детей, внеклассные мероприятия дополняют урочную деятельность, повышают ее результативность.

    В центре воспитательной системы – ребенок (формирование ценностных ситуаций, развитие его творческих способностей, формирование мотивации развития, создание ситуации успеха, самореализация личности).

    Изображение помощь в трудной ситуации.

    Ученическое самоуправление

    Ученическое самоуправление — это форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.

    При развитых системах ученического самоуправления в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления: общешкольный ученический совет, гимназический (школьный) парламент, ученический комитет (учеником), староста, школьная дума и др.

    Следует отличать формы ученического самоуправления от детского общественного объединения и молодёжных общественных объединений, создаваемых самими обучающимися или взрослыми с участием детей из общеобразовательных учреждений, объединившихся на основе общности интересов.

    Администрация школы обязана предоставить ученикам возможность этим правом пользоваться и создать необходимые условия для реализации этого права при наличии инициативы обучающихся.

    Виды структур органов ученического самоуправления

    Школьная дума

    Школьная дума — орган школьного самоуправления, действующий в некоторых школах.

    Школьная дума представляет собой добровольное объединение учащихся координирующее её деятельность, нормы и правила, оговоренные в Уставе школы. Статус определён в специальном школьном положении о думе.

    Депутаты открыто избираются на общем школьном собрании большинством голосов. От каждого 5-11 класса, как правило, избирается 2 депутата. Сразу после избрания состава ШД избирается председатель ШД. Все решения принимаются большинством голосов. ШД может с согласия Директора, влиять на учебный процесс, его условия. Депутат может быть освобождён от должности подав письменное заявление. Его решение должно одобрить более половины депутатов.

    Цели Школьной Думы

    • Планирование общешкольных мероприятий.
    • Улучшение связи между учениками и администрацией.
    • Осуществление взаимодействия с учреждениями и другими городскими организациями с целью влияния на принятие решений, касающихся проблем школьной организации.

    Совет Лидеров

    «Совет Лидеров» — форма ученического самоуправления, представленная вертикальной моделью. В состав Совета включаются лидеры классов (командиры), лидеры школьных проектных команд. Совет лидеров возглавляет председатель, избранный из учеников, а руководит работой школьный вожатый или педагог-организатор.

    Содействие развитию ученического самоуправления

    При образовательных организациях дополнительного образования работают центры содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений, которые ежегодно проводят конкурсы для кураторов ученического самоуправления и активистов, организуют образовательные события, направленные на командообразование и повышение организаторских и коммуникативных компетенций школьных лидеров.

    Документы по ученическому самоуправлению

    Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие

    Документы по воспитательной работе

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie