Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, воплощения собственных планов. Летние каникулы также могут быть отличной базой для приобщения к ценностям культуры через краеведение. Сегодня мы неуверенно можем говорить об устойчивых и прочных патриотических взглядах и убеждениях подрастающего поколения, как о самой близкой перспективе. Но ведь именно краеведение является важным ресурсом патриотического и нравственного воспитания учащихся. Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
На базе образовательного учреждения в летний период открывается летний оздоровительный лагерь «Сибирячок», который реализует краткосрочную дополнительную общеразвивающую программу «Путешествие Сибирячка по Саянску».
Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие Сибирячка по Саянску» имеет туристско-краеведческую направленность.
Основной состав лагеря – это дети в возрасте от 6,5 до 12 лет. По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 21 дня. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 24 человека. Формирование отрядов осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Количество учащихся в лагере 125 человек. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполноценных семей, из семей имеющих родителей пенсионеров, а также детей, находящимся в трудной жизненной ситуации. Данная программа может быть использована для детей с ОВЗ посредством индивидуального образовательного маршрута, обеспечивающим «освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося».
Мероприятия программы реализуются в соответствии с режимом дня работы лагеря. Используются разнообразные формы проведения мероприятий: спортивные соревнования, квест-игры, викторины, беседы, инструктажи, конкурсы, практические занятия. При проведении мероприятий учитываются возрастные особенности воспитанников.
Актуальность
Цель воспитания и обучения в школе: личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Одним из эффективных средств достижения поставленной цели является организация краеведческой деятельности школьников. Лагерь с дневным пребыванием детей при МОУ «СОШ№5» представляет собой благоприятную среду для формирования у детей ценностного отношения к своей малой родине. В школе создан музей, который имеет исторический профиль и занимается изучением истории школы и истории своей малой Родины – города Саянска. Краеведческая деятельность дает возможность детям принять участие в профессиональных пробах: в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в музейно-краеведческой работе, дети познают азы коллективной деятельности: самоуправление, самообслуживание, демократия и дисциплина, инициатива и ответственность.
Новизна
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно—ролевой игры со своими законами и правилами. Ребята путешествуют по Саянску, каждый день посещая интересные места города (музеи, библиотеки, парки), участвуют в мероприятиях, выполняют творческие и интеллектуальные задания, связанные с историей города Саянска.
Отличительная особенность
Тесное взаимодействие с учреждениями культуры и образования города, которое заключается в совместном проведении мероприятий для детей.