МОУ "СОШ №5"
г. Саянск
  • Спорт и физкультура в школе

    Изображение спорт и физкультура в школе.

    Физическая культура в школе — что это такое?

    Далеко не всем после окончания школы придётся ещё хоть раз вспомнить интегралы или химические формулы, в то время как регулярная, грамотно составленная программа физических нагрузок помогает человеку долгие годы оставаться здоровым и продуктивно работать. Образ жизни современных детей – малоподвижный, чаще всего свой досуг они проводят пассивно, а компанию им вместо спортивных снарядов составляют гаджеты.

    А ведь именно регулярная двигательная активность детей и подростков определяет их физическое развитие, и не последнее место в этом занимает физкультура в школе. Чтобы обратить внимание школьников на этот предмет, важно вывести его преподавание на новый уровень, соответствующий потребностям современных детей и подростков.

    Плюсы и минусы физ-ры

    Нормальное физическое развитие растущего организма невозможно без полноценной и разнообразной двигательной активности ребёнка, лучше всего на свежем воздухе. Движение создает оптимальные условия для активизации кровообращения, притока кислорода ко всем органам, гармоничного развития всех систем подрастающего организма, способствует формированию психической и эмоциональной устойчивости.

    Плюсы физкультуры в школе Минусы физкультуры в школе
    Улучшается коммуникация в классе за счёт командных игр. Серьёзная нагрузка на сердце.
    Непринуждённая разминка для организма, которая полезна в любом возрасте. Накапливающаяся усталость (особенно, если помимо физкультуры у ребёнка много дополнительных кружков).
    Тренировка выносливости, развитие физической формы. Риск травматизма.


    Систематические занятия физкультурой и регулярные сбалансированные физические нагрузки приносят исключительную пользу детскому и подростковому организму, приводя к активизации протекания обменных процессов и обеспечивая более продуктивную умственную работу.

    Как проходят уроки физкультуры в школе?

    Школьное занятие по физической культуре состоит из трёх основных частей:

    Вводная часть (разминка)

    Длится 5-10 минут и готовит организм ребёнка к дальнейшей нагрузке.

    Главная задача – эмоционально подготовить учащихся, настроить и активировать их внимание. В этой части учитель озвучивает тематику занятия, дети выполняют простые упражнения для разогрева мышц.

    Основная часть

    Длится 25-30 минут.

    Во время неё дети обучаются новым упражнениям, закрепляют двигательные и игровые навыки, тренируют разные мышечные группы, соревнуются в беге и прыжках, метают мяч, проводят эстафеты и играют в активные игры.

    Заключительная часть

    Составляет обычно не более 5 минут.

    Главной её задачей является обеспечение постепенного перехода от высокой мышечной активности к умеренной, чтобы снять возбуждение от движения, при этом сохранив у детей бодрый настрой. Школьникам предлагаются спокойные игры и упражнения для приведения в норму пульса и сердцебиения.

    Организация уроков физкультуры в школах согласно ФГОС

    В школах уроки физкультуры, разнообразные спортивные праздники и соревнования, секции и кружки, связанные со спортом, организуются согласно Федеральным государственным образовательным стандартам – ФГОС. Они предусматривают проведение образовательных уроков по физической культуре трёх типов:

    1. Обучающие – знакомство школьников с практическими материалами, изучение названий упражнений, получение представления о технике их выполнения.
    2. Познавательные – обучают детей и подростков самостоятельному планированию и проведению мероприятий, способствующих физическому оздоровлению.
    3. Тренировочные – направлены непосредственно на развитие физических данных и активности школьников.

    При этом нет каких-либо чётких правил в организации урока: всё определяется воображением учителя и поставленных им целей для конкретного занятия.

    Чем занимаются дети на уроке физкультуре?

    Занятия физической культурой в школах могут проводиться на улице – на специально оборудованных площадках и стадионах, а также в спортивных залах, имеющихся в каждой школе. На площадках школьники соревнуются в спортивных играх – футболе, волейболе, баскетболе, для проведения которых располагают соответственно ворота для футбола, сетки для волейбола и баскетбольные корзины.

    Физическая активность младших школьников на уроке физкультуры проявляется в:

    • подвижных играх;
    • беге;
    • прыжках в длину и высоту;
    • метании;
    • лазании;
    • акробатических движениях.

    Всё это способствует развитию скорости ребят, силы, выносливости, ловкости, воспитанию активности, инициативы, товарищеских качеств.

    А теперь рассмотрим подробнее, как проходят уроки физ-ры в каждом классе:

    Классы Задачи школьной программы Чем занимаются дети на уроках? Количество уроков в неделю
    Начальная школа (1-4 классы) Общее укрепление и оздоровление организма школьников, стимулирование развития творческого мышления учащихся, их выносливости, координации движений, реакции, обучение правилам и технике командных игр. 1. Спортивные и командные игры.

    2. Эстафеты и состязания.

    3. Строевые упражнения.

    4. Бег и прыжки.

    5. Лазание по канату.

    6. Метание мяча.

    7. Основы акробатики и аэробики.

    Норма – проведение занятий по физкультуре 3 часа в неделю, допустима замена урока хореографией или ритмикой 1 раз в неделю.
    Средняя школа (5-8 классы) Поддержание тела в хорошей физической форме, формирование уважительного отношения к своему здоровью, воспитание в детях дисциплины, смелости, исполнительности, представление регулярной физической активности как способа жизни.

    1. Бег на дистанцию, спортивная ходьба.

    2. Прыжки в длину и высоту с разбега.

    3. Метание мяча с расстояния, в цель.

    4. Прыжки на скакалке.

    5. Упражнения на гимнастической стенке (вис, подтягивание, поднятие ног и т.д.)

    6. Ходьба на лыжах, плавание.

    7. Командные игры (футбол, волейбол, баскетбол).

    3 урока в неделю, из которых 2 — обязательные.

    Чему посвящать третий час — остаётся на усмотрение школы. В средней школе практикуют занятия шахматами.
    Старшая школа (9-11 классы) Формирование привычки заниматься физической культурой после окончания школы, приучение к ведению здорового образа жизни, ориентация старших школьников на самостоятельные занятия спортом по интересам. 1. Бег на 30, 50, 100, 1000 и 2000 метров.

    2. Прыжки в длину и высоту с разбега.

    3. Подтягивание на перекладине.

    4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

    5. Упражнения на пресс.

    6. Командные игры.

    3 урока в неделю.

    Третий час каждая школа распределяет так, как считает нужным. В старшей школе целесообразно делать урок регби, хореографии, в зимнее время — посвящать его катанию на лыжах, коньках.

    О группах и нормативах по физкультуре

    Во время учебного процесс школа ответственна за жизнь и здоровье ребёнка. Поэтому учитель физкультуры должен принимать во внимание ограничения детей по занятию физкультурой, если таковые имеются, и регулировать уровень нагрузки согласно рекомендациям врача. Соответственно, по состоянию здоровья и физической подготовки учащиеся делятся на группы по физкультуре.

    Группа по физкультуре Кто допускается Особенности сдачи нормативов
    Основная Здоровые дети, развитые физически и психологически, не имеющие ощутимых проблем со здоровьем. Сдаются установленные общей программой нормативы, допускается участие в соревнованиях и спортивных мероприятиях.
    Подготовительная  Дети после болезни, у которых обнаружены незначительные отклонения в состоянии здоровья на основании справки от педиатра, по истечении действия которой переводятся в основную группу Сдача нормативов происходит после медицинского осмотра или в облегчённой форме. Во время уроков учитель подбирает специальный комплекс упражнений, который не навредит здоровью ребёнка.
    Специальная Дети, имеющие существенные ограничения по физическим нагрузкам – на основании заключения КЭК. Проводятся отдельные уроки физкультуры с разработкой индивидуальных программ. Рекомендованы занятия лечебной физкультурой с запретом на участие в спортивных соревнованиях. Возможно полное освобождение от физкультуры или прохождение теоретической программы.


    Согласно рекомендациям ФГОС, средних нормативов оценивания детей не существует. Вместо них предусмотрено тестирование уровня индивидуального развития основных физических качеств учащихся. Однако для оценки динамики индивидуальных достижений ребёнка и развития его двигательных навыков всё же предусмотрены контрольные показатели его подготовленности, в соответствии с которыми и проводится аттестация.

    Форма и обувь для занятий физкультурой

    На урок физкультуры школьники должны приходить в форме – короткой для занятий в спортзале, и длинной для уроков на улице и спортивной площадке:

    1. Короткая спортивная форма включает в себя футболку (хлопчатобумажную, без ярких рисунков, надписей и страз), спортивные штаны или лосины из эластичной ткани без пряжек и ремней.
    2. Длинная форма – это спортивный костюм, состоящий из брюк и кофты. Штаны должны быть не слишком широкими, чтобы не затруднять движения ребёнка при выполнении беговых упражнений и прыжков через скакалку.

    Для занятий физкультурой нужно подобрать два варианта обуви – для улицы и зала. Это могут быть кроссовки или кеды с невысокой, упругой, нескользящей подошвой. Мокасины или чешки для уроков не подойдут из-за наличия в такой обуви мягких задников и носков и отсутствия супинатора. В начальной школе обувь лучше подбирать на липучке, чтобы малыши не теряли время на завязывание шнурков.

    Дорогостоящие спортивные товары, в том числе лыжи, родители не должны покупать за свои деньги. Школа обязана предоставить лыжи, согласно статье 35, в бесплатное пользование на время получения образования.

    Освобождение от физкультуры в школе

    Стремление многих родителей добиться освобождения своего ребёнка от школьных уроков физкультуры объясняется различными причинами: кто-то переживает за здоровье своего чада, а кто-то не хочет, чтобы в аттестате стояла низкая отметка. Каждая из этих причин основана на слабом физическом развитии школьника, и его неумении получать удовольствие от двигательной активности и занятий физической культурой.

    На деле же такие ученики ещё больше других нуждаются в занятиях спортом, чем те, у кого нет никаких проблем со здоровьем. И всё же в определённых случаях получить освобождение от занятий необходимо, но для некоторых учащихся это становится настоящей проблемой.

    Кто может получить освобождение от физкультуры, как и при каких условиях?

    Если ребёнок сообщает о том, что плохо себя чувствует учителю физкультуры или классному руководителю, его направляют в школьный медпункт, если состояние тяжёлое – вызывают скорую помощь.

    По рекомендации Министерства здравоохранения освобождаются от уроков физкультуры по состоянию здоровья дети со следующими жалобами:

    • боли разных локализаций;
    • тошнота, головокружение, слабость;
    • выраженные симптомы пищевого отравления;
    • повышенная температура тела, озноб;
    • травмы, повреждения тканей и органов, гематомы;
    • носовое кровотечение;
    • менструальный период у девушек;
    • тахикардия;
    • выраженное повышение или понижение давления.

    Однако к следующему занятию физкультурой школьник должен быть либо готов, либо принести педагогу временное освобождение от врача. При этом освобождённый обязан посещать уроки физической культуры, выполнение физических упражнений не обязательно.

    Бывает ли длительное освобождение от физ-ры?

    Осовобождение от физической культуры в школе даётся максимум на 1 год. В любом случае, даже если человек инвалид, он проходит каждый год новую медицинскую комиссию и получает новое освобождение.

    Когда не имеют права не освобождать от физкультуры?

    Записка от родителей не считается освобождением от уроков физкультуры – выписать справку, дающую право временно не посещать занятия или заниматься по облегчённой программе, может лишь участковый врач в детской поликлинике после обследования ребёнка.

    Иногда мамы ребят с лишним весом, стараясь оградить своих детей от насмешек сверстников, добиваются для них освобождения от физкультуры, ссылаясь на проблемы со здоровьем. На самом деле занятия физической культурой, хотя бы в рамках школьной программы, таким детям необходимы. Их самооценку нужно повышать, не нанося урон здоровью, а меняя образ жизни и питание, вовлекая их в спорт.

    Что делать, если с освобождением учитель всё равно заставляет заниматься?

    Ученики, которые отпрашиваются с уроков физ-ры, нередко конфликтуют с учителями, которые могут обвинить детей в хитрости, или предлагают перетерпеть дискомфорт и продолжать заниматься. Учитель физкультуры и школьная медсестра должны быть осведомлены об особенностях здоровья ребёнка, и при необходимости определить его в подготовительную или специальную группу, используя программу не противопоказанных ему упражнений.

    В случае невозможности аттестовать школьника по причине запрета физических нагрузок для него (например, восстановление после операции, инвалидность. Ученик при этом обязан иметь заключение медкомиссии), учитель оценивает активность ребёнка на уроках, его знание теории. Можно предложить школьнику подготовить реферат, выполнить презентацию или выступить с докладом по теме занятия.

    Спортивные секции и дополнительные программы

    В образовательном учреждении создан и действует школьный спортивный клуб "Гармония"

    Документы по ШСК "Гармония"

    Цели и задачи физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности:

    • привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
    • формирование здорового образа жизни;
    • повышение уровня физического развития детей;
    • организация занятий в спортивных секциях;
    • проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, праздников;
    • осуществление профилактики асоциального поведения детей и подростков средствами физической культуры и спорта;
    • приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма;
    •  формирование у детей и молодежи знаний, интересов, умений и навыков, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения.

    Основными задачами деятельности спортивных секций являются:

    • вовлечение учащихся в активную досуговую деятельность;
    • укрепление здоровья и воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в свободное время;
    • всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
    • развитие индивидуальных физических способностей до высокого уровня с целью достижения спортивного успеха в соответствии с возрастом и полом;
    • формирование в процессе занятий моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения;
    • совершенствование организаторских способностей в спортивно-массовой и оздоровительной работе с учащимися разного возраста.

    Условия для занятий физкультурой и спортом

    В школе созданы условия, способствующие укреплению здоровья обучающихся

    посредством физической культуры и спорта

    Преподаватели физкультуры

    Юрина Инга Владимировна.
    Заместитель директора
    Физическая культура
    Самойлова Надежда Анатольевна.
    Учитель
    Физическая культура
    Перфильева Ирина Витальевна.
    Учитель
    Физическая культура
    Бисерова Ольга Андреевна.
    Учитель
    Физическая культура
    Сайченко Марина Олеговна.
    Учитель
    Физическая культура
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie