МОУ "СОШ №5"
г. Саянск
  • Профилактика буллинга в образовательной организации

    Буллинг — это проявление постоянной агрессии, направленной на одного и того же человека. По сути — издевательство, травля. Это довольно широкое понятие, которое включает в себя разные виды насилия: физическое, эмоциональное, экономическое, а также кибербуллинг. От конфликта или ссоры отличается тем, что может длиться месяцами.
    В процессе буллинга всегда присутствуют три стороны:
    Агрессор — он же буллер, зачинщик травли. Сюда же можно отнести последователей — тех, кто подхватывает идеи «лидера».
    Жертва. Типичных черт у жертв буллеров нет, ею может стать любой.
    Наблюдатель — те, кто не вмешивается, а лишь смотрит на издевательства со стороны.
    Согласно результатам метаанализа, 35% школьников со всего мира так или иначе вовлечены в буллинг, 15% — в киберагрессию.

    Обучающимся

    Буллинг в школе — это систематическое негативное влияние на ученика его одноклассником или группой детей. Само слово английское, его дословный перевод означает «драчун, насильник, хулиган». Обозначает термин групповой или индивидуальный террор. Степень насилия может быть разной. От легкой до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства. Первое определение по отношению к буллингу — достаточно условное, так как любые моральные и физические издевательства имеют серьезные отстроченные последствия. 
     

    Выделяют несколько типов буллинга: 

    1. Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.  
    2. Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради). 
    3. Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, оскорблениях, окриках и даже проклятиях. 
    4. Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ. 
    Основное изображение материала.

    Социальная структура буллинга: преследователь (булли), жертва, наблюдатель. 

    Особенности поведения жертв буллинга (Тэд Файнберг доктор психологии США) 
    1. Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить. 
    2. Возвращается из школы подавленным 
    3. Часто плачет без видимых причин. 
    4. Никогда не вспоминает никого из одноклассников 
    5. Одинок 
    6. Ничего не рассказывает о своей школьной жизни 
    7. Его не приглашают ни на дни рождения, ни в гости, и сам он никого не 
    приглашает к себе. 

    Скажем сразу: буллинг возможен не только в школе. С травлей ребенок может столкнуться во дворе, в центрах дополнительного образования, в лагере и везде, где может встретить компанию детей. Как научить ребенка противостоять травле? Что нужно делать в таких ситуациях? Как себя вести? 

    5 правил, которые помогут защитить ребенка от буллинга. 

    Говорите с детьми о том, что такие ситуации возможны 

    • Приводите примеры, о которых вы читали или слышали. Объясняйте ребенку опасность этого явления. Ребенок должен знать, что любая угроза в его адрес - повод немедленно сообщить об этом родителям. Ни плохое самочувствие, ни ссора накануне, никаких причин нет и быть не может, чтобы о неприятностях детей не знали родители. Ребенок должен четко усвоить: опасную ситуацию разрулить могут только взрослые. Обязательно обсудите с ребенком круг лиц, к которому он мог бы обратиться за помощью 
    • если вдруг так случится, что возможности обратиться к родителям не будет. Это могут быть старшие родственники: братья, сестры, дяди, тети, друзья родителей и их дети. Ребенок должен понимать, что действовать он может только по закону. Он не должен употреблять нецензурные выражения, угрожать. Только такая позиция поможет остаться в выигрыше при разрешении данной ситуации. 

    Дети должны знать, что за подобные поступки придется ответить 

    • Даже если обидчику нет еще 14 лет, то отвечать за его действия будут его родители. Ребенку необходимо внушить, что за подобные действия наказание следует всегда. Дети также должны знать о том, что все, что попадает в интернет может быть использовано против них. Никогда нельзя отвечать на буллинг теми же фразами, угрозами, насилием. Даже статус в соцсетях может стать доказательством того, кто первый начал буллинг. 

    Как только ситуация угрозы возникла действия по ее устранению необходимо предпринимать немедленно 

    • Нельзя ждать ни минуты: само не рассосется, дети сами не разберутся. Запомните: разговаривать с чужими детьми тет-а-тет, без их законных представителей нельзя, этим вы можете навредить и себе и своему ребенку. Ваша задача: защитить своего ребенка, а не воспитать чужого. 

    Разговаривать с законными представителями ребенка необходимо в присутствии свидетелей 

    • Если речь идет о школьниках, то лучше всего сразу приглашать представителя администрации, классного руководителя, социального педагога, психолога. Можно заранее заготовить выдержки из Закона об образовании, Конституции, Семейного Кодекса - все, что имеет отношение к ответственности родителей за воспитание детей, что бы масштабы последствий для всех стали очевидными. Если разрешить ситуацию возможно только с помощью правоохранительных органов - соберите все доказательства, включая скрины из соцсетей и мессенджеров, звуковые сообщения, видео и т.д. 

    Помните сами о том, что действовать надо исключительно по закону. Ваша задача: защитить своего ребенка и показать ему, что закон на стороне тех, кто его соблюдает. 

    Проект "Новое школьное пространство"

    Реализация антибуллингового проекта в образовательной организации

    Школьный ориентир - это инструмент визуализации возможностей и ресурсов для ребёнка на получене как индивидуальной, так и групповой поддержки, включая команды (группы) людей, мест и сервисов, к которым ребёнок может в случает необходимости обратится за помощью и сформировать представлениео такой системе для дальнейшего использования.

    Попадая в школьное пространство, ребёнок сразу, видит что здесь есть взрослые люди, к которым можно запроста подойти, задать вопрос и поговорить, и что у него есть разные возможности рассказать о своих пробемах.

    Для ребёнка в школе безопасно, с ними готовы общаться, его ждут, поймут и помогут, и здесь работают определенные правила, способные его защитить.

    Кибербуллинг

    1. Перепалки, или флейминг — обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети. Иногда превращается в затяжной конфликт. 
    2.  Нападки, постоянные изнурительные атаки — повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву (сотни sms на мобильный телефон, постоянные звонки), с перегрузкой персональных каналов коммуникации. Встречаются также в чатах и форумах, в онлайн-играх эту технологию чаще всего используют гриферы — группа игроков, имеющих целью не победу, а разрушение игрового опыта других участников.
    3. Клевета — распространение оскорбительной и неправдивой информации. Текстовые сообщения, фото, песни, которые часто имеют сексуальный характер. 
    4. Самозванство, перевоплощение в определенное лицо — преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к аккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, системе мгновенных сообщений, либо создает свой аккаунт с аналогичным никнеймом и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию.
    5. Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение — получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась. 
    6. Отчуждение — любому человеку присуще желание быть включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть. Чем в большей степени человек исключается из взаимодействия, тем хуже он себя чувствует, и тем больше падает его самооценка. В виртуальной среде это может привести к полному эмоциональному разрушению ребенка.
    7. Киберпреследование — скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.
    8. Хеппислепинг — название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия.

    Правила защиты от кибербуллинга

    1. Оставайтесь спокойными. Первое, что вы должны сделать, — это глубокий вдох. Возможно, лучше будет выйти из социальной сети, где вы подверглись кибербуллингу, или выключить девайс. Помните, что люди, оскорбляющие вас, как правило, имеют ворох проблем, и просто стараются почувствоваться себя лучше, нападая на вас.  
    2. Не отвечайте. Очень важно не вступать в разговор с кибербуллером. Игнорируйте его сообщения и комментарии. 
    3. Делайте скриншоты. Не удаляйте ничего из тех оскорблений, которые вам при сылают онлайн. Если вам придется позже рассказать об этом взрослым, руководству в школе или правоохранительным органам, вам понадобятся доказательства. 
    4. Поделитесь своими переживаниям со взрослым, которому доверяете. Поговорите о нападках на вас со взрослыми, с которыми вы чувствуете себя комфортно.  
    5. Заблокируйте кибербуллера. Убедитесь, что вы внесли обидчика в «черный список» и заблокировали его.
    6. Подайте жалобу. После того, как вы заблокируете кибербуллера, напишите администраторам социальной сети, чтобы они приняли соответствующие меры по предотвращению новых случаев атак.
    7. Попытайтесь противостоять кибербуллеру. Если вы знакомы с этим человеком в жизни, скажите ему, чтобы прекратил свою деятельность.
    8. Не бойтесь предпринимать решительные меры. Если вы следовали всем выше перечисленным советам, но атаки на вас не прекращаются, и вы боитесь за свою безопасность. Обратитесь с проблемой к администрации школы или другого учебного заведения, или в правоохранительные органы. 
    9. Измените настройки приватности. То, что вы подверглись кибербуллингу, говорит о слабых настройках приватности. Убедитесь, что ваш профиль виден 
      только вашим друзьям.
    10. Пересмотрите список друзей и удалите тех, кого не знаете, с кем не встречались или тех, кто вам не нравится.

    Родителям

    Что такое буллинг в школе

    Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает. 
    Буллеры — это дети, которые выступают агрессорами. Хотя в процессе буллинга они находятся в позиции силы, на деле буллерам тоже приходится несладко. 
    Причиной такого поведения чаще всего являются проблемы в семье.

    Формы буллинга

    • словесная травля (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее); 
    • распространения слухов и сплетен; 
    • бойкот (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду). 

    Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе

    К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет. 

    Как распознать буллинг 

    • беспричинные боли в животе и груди; 
    • нежелание идти в школу и плохая успеваемость; 
    • нервный тик, энурез; 
    • печальный вид, беспокойство, тревожность; 
    • нарушенный сон, кошмары; 
    • длительное подавленное состояние; 
    • участившиеся простуды и другие заболевания; 
    • склонность к уединению, нежелание общаться; 
    • проблемы с аппетитом; 
    • излишняя уступчивость и осторожность. 

    Как бороться с буллингом 

    НЕЛЬЗЯ говорить жертве: «Что же ты не дал сдачи?!»,  «Не будь тряпкой!»,  «Сам виноват» и так далее. 

    Нужно говорить 

    • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой. 
    • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства. 
    • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии. 
    • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам. 
    • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее. 

    Базовые правила, которые взрослые должны объяснить ребенку для профилактики конфликтов

    • Рассказывать о случаях бу‍ллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество. 
    • Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне). 
    • Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор. 
    • Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна равля, и отклонять предложения поучаствовать в ней. 
    • Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет. 

    Педагогам

    Профилактика буллинга в детском коллективе

    Буллинг – намеренное регулярное причинение вреда (запугивание, унижение, физический или психологический террор) одним человеком или группой людей другому 
    человеку, который не может за себя постоять.

    Виды буллинга

    Физический буллинг - толчки, шлепки,  подзатыльники, избиения,  пинки, имитация сексуальных действий и пр.

    Психологический буллинг - сплетни и запугивание, игнорирование и бойкот, вымогательство,  оскорбительные клички, порча личного имущества и пр.

    В чем проявляется буллинг 

    • ТРУДНО ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ (силы в травле всегда не равны. Жертва может быть слабее, беднее или богаче или просто отличаться от других, у жертвы может быть 
    мало друзей и т.п. 
    • НЕОДНОКРАТНО (буллинг – это не случайный одноразовый спор или драка). 
    • БОЛЬ ЖЕРТВЫ (от подобных действий страдает душевное и телесное здоровье. Боль может быть скрытой или видимой для других). 

    Роли

    • «Агрессор» – человек, который преследует и запугивает жертву. 
    • «Соагрессоры» – люди, участвующие в травле, начатой агрессором. 
    • «Жертва» – человек, который подвергается агрессии. 
    • «Защитники» – люди, находящиеся на стороне жертвы и пытающиеся оградить её от агрессии.  
    • «Наблюдатели» – люди, знающие о деталях агрессивного взаимодействия, издевательств, но соблюдающие нейтралитет. 

    Диагностика буллинга 

    Маркеры для педагогов

    • Не желание идти в шко лу – Особое ВНИМАНИЕ! 
    • У ребёнка есть следы: синяки, порезы,царапины, или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т. п.). – Особое ВНИМАНИЕ! 
    • Ребёнок (особенно дети младшего возраста) старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен - Особое ВНИМАНИЕ! 

    • Командные игры – хороший показатель. В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде.  
    • Никто не хочет сидеть с ним за одной партой. 
    • Ребёнок часто проводит время в одиночестве, исключён из компании сверстников во время перемен, обеда. У него, по наблюдениям, нет ни одного друга в классе.

    • Ребёнок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет). 
    • Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребёнка, разбрасывают их, рвут, портят. 
    • Ребёнок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.

    • Избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков, производит впечатление тревожного и неуверенного в себе. 
    • Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет. 
    • У ребёнка резко или постепенно ухудшается успеваемость. 

    Буллеру 14 лет? 

    НАСТУПАЕТ ЕГО ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО НЕКОТОРЫМ ПУНКТАМ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА: 

    • УК РФ Статья 111 Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (психическое расстройство сюда также относится!) 
    • УК РФ Статья 112 Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести 
    • УК РФ Статья 158 Кража 
    • УК РФ Статья 161 Грабеж 
    • УК РФ Статья 162 Разбой 
    • УК РФ Статья 163 Вымогательство 
    • УК РФ Статья 167 часть 2 Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах 
    • УК РФ Статья 213 часть 2  Хулиганство при отягчающих обстоятельствах 
    • УК РФ Статья 214 Вандализм

    С 16 ЛЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАСТУПАЕТ В ПОЛНОЙ МЕРЕ. 

    К СТАТЬЯМ ИЗ ПРЕДЫДУЩЕГО ПУНКТА ДОБАВЛЯЮТСЯ:

    УК РФ Статья 110 Доведение до самоубийства. Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего.

    УК РФ Статья 110.1 Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства. Склонение к совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства.

    УК РФ Статья 116 Побои. Побои или иные насильственные действия, причинившие физньескую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 настоящего 
    Кодекса, совершенные из хулиганских побуждение, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражда либо по мотивам ненависти или вражда в отношении какой-либо социальной группы. 

    УК РФ Статья 117 Истязание. Причинение физических или психических страданий.

    УК РФ Статья 128.1 Клевета. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведены*, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

    УК РФ Статья 282 Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежностм к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо имформационно-
    телекоммунационных сетей, в том числе сети «Интернет".  

    КоАП РФ Статья 20.1 Мелкое хулиганство. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставаньем к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

    Профилактика и предотвращение буллинга

    • переключение внимания и активности ребят в конструктивное русло; 
    •  профилактические беседы, направленные на осознание детьми необходимости мирного разрешения конфликтов, подкрепленные ссылкой на закон и права других людей; 
    • ролевые игры, позволяющие воспроизвести реальные ситуации и обучить обучающихся социально приемлемому поведению в различных обстоятельствах (работа психолога); 
    • поручения, помогающие приучить детей к чуткому и внимательному отношению друг к другу и окружающим людям (написание поздравлений, участие в благотворительных акциях, волонтерство и др.); 
    • упражнения на выполнение действий по образцу, соблюдение правил, изобразительная и физическая деятельность; 
    • тренинг психологического характера (глубоко вдохнуть, сосчитать до 10, представить себе последствия своего поступка и т.д.); 
    • тренировка воли (обещание не вступать в конфликты и не обижать других, следить каждый день за выполнением данного обещания и т.д.); 
    • самоотчеты (подведение итогов прошедшего дня, анализ поведения, поступков и т.д.). 

    Полезные ссылки

    Травли NET - Помогаем школьникам, родителям и специалистам бороться с травлей в проекте профилактики буллинга детей в школе.

    Линия помощи «Дети онлайн» — бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи. 

    Мероприятия

    Профилактика буллинга: новое событие.

    Профилактика буллинга: новое событие

    Иркутская область, город Саянск, микрорайон Строителей, дом 19
    В рамках реализации Дорожной карты по профилактике буллинга состоялась профилактическая квест игра #КлассВместеДружба
    15 февраля четверг
    Профилактика буллинга: новое событие.

    Профилактика буллинга: новое событие

    Иркутская область, город Саянск, микрорайон Строителей, дом 19
    Буллингу - нет!
    06 февраля вторник
    Профилактика буллинга: новое событие.
    18 января четверг
    Профилактика буллинга: новое событие.

    Профилактика буллинга: новое событие

    г. Саянск, мкр. Строителей, 19

    В целях организации мероприятий, направленных на снижение случаев буллинга, жестокого обращения среди несовершеннолетних в образовательной среде, формирование безопасного школьного пространства прошло общешкольное родительское собрание на тему: «Буллинг в школе, профилактика буллинга».

    21 ноября 2023 вторник, 18:00

    Рисунки по теме буллинга

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie